Отраслевая конференция 
«Теплоснабжение-2019»
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России
Теплообменные аппараты ТТАИ

Установка приборов учета у потребителей с нагрузкой менее 0,2 Гкал/ч

Е.Л. Багрий, директор по экономическим и правовым вопросам,
ОАО «Теплосеть», г. Ставрополь

Говорить об энергосбережении можно очень долго, но, пока мы не измерим прибором учета то, что производим и потребляем, мы не определим совершенно конкретную величину, над которой надо работать и ради которой мы будем тратить денежные средства теплоснабжающих организаций и потребителей.

Город Ставрополь находится в южной части Российской Федерации. Средняя температура воздуха за год +9,1 ОС; средняя за отопительный период +0,9 ОС; средняя наиболее холодной пятидневки -19 ОС. Таким образом, в городе достаточно большое количество многоквартирных домов попадает в группу потребителей, тепловая нагрузка которых менее 0,2 Гкал/ч. Удельный вес таких потребителей в годовом объеме отпускаемого тепла составляет 24% (при плановом годовом отпуске тепловой энергии на 2014 г. в размере 1498 тыс. Гкал, 360 тыс. Гкал приходится на дома с нагрузкой ниже 0,2 Гкал/ч). Если считать по количеству домов, то это 38% (1568 домов - всего с централизованным теплоснабжением, из них 602 дома с нагрузкой ниже 0,2 Гкал/ч).

Нормативы теплопотребления в городе были всегда. До 2007 г. на отопление был один норматив для всего города - 0,01296 Гкал/м2 в месяц (при равномерной оплате в течение всего года). При этом разброс удельного теплопотребления составлял в городе от 0,01 до 0,0226 Гкал/м2. Учитывая опыт ранее реализуемых в городе программ по установке приборов учета, которые все закончились плачевно, в 2006 г. было принято решение планомерно готовиться к установке приборов учета. А именно - приблизить норматив к реальному теплопотреблению. Решено было перейти к нормативу на группу домов с примерно одинаковыми теплотехническими характеристиками. В 2007 г. было утверждено 44 норматива. Хотя первоначально предлагалось около 150 нормативов, т.е. предлагалось не укрупнять группы домов, а подойти более детально, чтобы при установке приборов учета годовое фактическое теплопотребление ненамного отличалось от нормативного. Переход с одного норматива к 44 прошел очень болезненно. Для домов с нагрузкой от 0,1 до 0,25 Гкал/ч норматив вырос на 30-70%. После этого начались судебные процессы по оспариванию нормативов и объемов теплопотребления по тем домам, где произошло увеличение. И именно жители этих домов начали атаковать администрацию города с просьбой поставить общедомовые приборы учета. Первая программа по установке приборов учета была реализована в 2008 г. В первую очередь установили приборы жалобщикам. И оказалось, что фактическое теплопотребление в городе по этим домам выше оспариваемого нормативного на 20-40%. В связи с тем, что в то время отсутствовала законодательная база (Федеральный закон № 261-ФЗ от 23.11.2009 г «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» вышел только в конце 2009 г), жители данных домов сделали все, чтобы приборы учета перестали работать. Сегодня из 602 домов с нагрузкой ниже 0,2 Гкал/ч приборы учета остались только на 170 домах.

Таким образом, в городе Ставрополе объем отпускаемого тепла на дома, не оборудованные приборами учета, с нагрузкой ниже 0,2 Гкал/ч, составляет около 250 тыс. Гкал. В этой группе остались только те дома, в которых фактический объем потребляемого тепла выше нормативного на 25-30%.

А теперь простая арифметика.

Данным потребителям отпущено тепловой энергии, но не получено за нее средств в объеме около 75 тыс. Гкал, т.е. расходы есть, а доходов нет. Вопрос: кто же оплачивает данные расходы? А оплачивают их те, кто эти приборы установил.

Тариф определяется как отношение валового дохода (расходы плюс прибыль) к годовому объему полезного отпуска тепловой энергии. Раз полезный отпуск занижен, значит тариф для всех потребителей завышен. Если бы все дома были оприборены, то тариф составлял бы около 1336,8 руб./Гкал и был бы на 5% ниже действующего на сегодняшний день:

2102,7:(1498+75)=1336,8

(1336,8:1403,07)x100=95%,

где:

2102.7 — годовой валовой доход, тыс. руб.;

1498 — плановый годовой отпуск тепловой энергии на 2014 г., тыс. Гкал;

75 — неучтенное количество отпущенной тепловой энергии, тыс. Гкал;

1403.07 — среднеотпускной тариф на тепловую энергию на 2014 год, руб./Гкал.

Недополученный доход за год в текущих ценах примерно равен 124 млн руб.

Политика сдерживания тарифа на тепловую энергию привела к тому, что котельное оборудование и тепловые сети находятся в критическом состоянии из-за ежегодного недоремонта. Выходит, что отрасль выживает только за счет «проедания» активной части основных производственных фондов.

При этом установка приборов учета в многоквартирных домах с нагрузкой ниже 0,2 Гкал/ч при сегодняшнем уровне тарифа не только ликвидирует так называемое перекрестное субсидирование (когда одни платят за других), но и позволит задействовать дополнительные ресурсы, которых так не хватает для восстановления и поддержания в работоспособном состоянии отрасли теплоснабжения.

Вторым аргументом за оприборивание является то, что у данных потребителей сегодня нет никакой мотивации проводить мероприятия по энергосбережению. Они никак не почувствуют результаты проведения капитального ремонта, деньги за который они будут платить уже с этого года. Утеплили крышу, поменяли окна, привели в порядок систему теплопотребления, а платят столько же, сколько платили. Нет смысла тратить средства.

В прессе и на форумах много сторонников и противников установки приборов учета в домах с низкой нагрузкой. Самый большой аргумент «против» — это большие расходы на установку, эксплуатацию и поверку, приходящиеся на одну квартиру по сравнению с крупными домами. Здесь необходимо будет предусмотреть финансовую поддержку бюджета, как это происходило при реализации предыдущих муниципальных программ. И это будет справедливо, т.к. данная группа потребителей в силу законодательного ограничения не имела возможности попасть в предыдущие муниципальные программы. Что касается содержания, обслуживания и поверки, то жители 170 домов, где сейчас стоят приборы, уже несут эти расходы.

В прошлом году, в связи с жесткими сроками по оприбориванию многоквартирных домов и ограниченными финансовыми и людскими ресурсами, мы не стали поднимать вопрос по домам с нагрузкой ниже 0,2 Гкал/ч. Сегодня созданные в прошлом году структурные подразделения вполне могли бы справиться с этой работой. Осталось только доказать необходимость данных мероприятий и внести изменения в закон об энергосбережении — пункт, обязывающий всех потребителей установить приборы учета тепла. Можно это сделать и постепенно снижая предельную нагрузку. Например, до 2016 г. в домах с нагрузкой от 0,1 до 0,2 Гкал/ч и до 2018 г. в домах с нагрузкой от 0,05 до 0,1 Гкал/ч. При этом необходимо проработать вопрос о введении упрощенного коммерческого учета для таких потребителей, чтобы снизить стоимость самого прибора учета.

Думаю, что проблема установки приборов учета в домах с нагрузкой ниже 0,2 Гкал/ч касается не только южных городов России, поэтому ее необходимо решать. Аргументов «за» гораздо больше, чем «против». Только решив эту проблему, можно задействовать дополнительные тарифные резервы и ликвидировать перекрестное субсидирование.

От редакции: Распоряжением Правительства РФ от 02.11.2014 г. № 1949-р утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии», в V разделе которого, п. 17 предусмотрена разработка и внесение на утверждение в Правительство Российской Федерации в I квартале 2015 г Федерального закона об отмене для теплопотребляющих объектов с максимальным объемом потребления менее 0,2 Гкал/ч возможности не устанавливать приборы учета тепловой энергии.

Е.Л. Багрий, Установка приборов учета у потребителей с нагрузкой менее 0,2 Гкал/ч

Источник: Журнал "Новости теплоснабжения" №03 (174), 2015 г. , www.rosteplo.ru/nt/175

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие статьи:

Подбор теплообменника!

Теплообменник ТТАИ для ГВС, отопления, промпроизводств. Эффективней пластинчатого!

+7(495)741-20-28, info@ntsn.ru

Программы Auditor

Отраслевая конференция «Теплоснабжение-2019»

Москва, 22-24 октября 2019 г.
Примите участие!

Подробнее