Отраслевая конференция 
«Теплоснабжение-2019»
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России

Региональный опыт реализации ФЗ № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»: основные проблемы реализации и пути их решения, Современные технологии обслуживания приборов учета энергоресурсов. Опыт внедрения энергосберегающих технологий

К.т.н. А.А. Минаков, генеральный директор;
А.А. Кушнаренко, коммерческий директор,
ЗАО «Промсервис», г. Димитровград

Введение

ЗАО «Промсервис» - производитель приборов учета (ПУ), контроллеров регулирования и систем диспетчеризации. На базе собственных приборов изготавливаем узлы высокой степени готовности к монтажу. Участвуем в проектах энергосбережения, внедряя учет и регулирование.

Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» описывает порядок его выполнения и способы реализации. А именно:

■ приборы учета устанавливают управляющие компании (УК) и ресурсоснабжающие организации (РСО) своим потребителям;

■ используют свои или заемные средства;

■ возврат средств осуществляется в течение 5 лет;

■ за пользование средствами в рассрочку применяется удорожание в размере ставки рефинансирования;

■ правовой гарантией возврата привлеченных средств является прямо прописанная в ФЗ № 261 обязанность собственников помещений в многоквартирных домах оплатить установленные общедомовые ПУ;

■ предоставлены рычаги воздействия в виде удорожания стоимости ресурсов, используемых без приборов учета;

■ ведется контроль за исполнением работ, стимулирующий РСО и жителей.

Ниже представлен опыт работы нашего предприятия в рамках данного ФЗ и достигнутые результаты в различных регионах.

Ульяновск

Несмотря на то, что по требованию ФЗ № 261 приборы учета должны устанавливать своими силами и на свои средства УК или РСО, ни те, ни другие это не сделали. В результате переговоров с участием администрации города пришли к другой схеме.

В 2012 г. были заключены тройственные договоры по 506 объектам на весь комплекс работ с рассрочкой платежа на 5 лет. Со стороны заказчика подписали теплоснабжающие организации города: УМУП «Городской теплосервис» и УМУП «Городская теплосеть». Со стороны представителя собственника жилья - УК. Исполнитель и, соответственно, инвестор - ЗАО «Промсервис» совместно с компанией по производству приборов учета (рис. 1).

Прочие условия по договору:

■ в качестве гарантии поступления платежей заключен договор с расчетным центром (РИЦ) на перечисление собираемых с жителей средств на оплату приборов учета. Причем жители не могли отказаться от оплаты данной статьи. По условиям договора оплаченные средства распределялись по статьям равномерно начислениям и задолженности;

■ под договор в банке получен кредит со сроком погашения 4 года;

■ средства на оплату доли муниципального жилья (а она составила примерно 18%) заложены в бюджет и оплачены на следующий год;

■ оборудование поставлялось в виде измерительных участков и шкафов;

■ заключен договор на обслуживание узлов учета с нашим филиалом.

Какие были проблемы:

■ в площади жилых домов входили встроенные помещения, собственники которых заключали прямые договора с РСО. Часть из них были муниципальные;

■ собираемость составила 91% от графика, что приводит к увеличению срока погашения до 5,5 лет.

Вывод: данный проект стал примером достаточно эффективного выполнения ФЗ № 261, при этом РСО и УК своих денег не потратили, а требования закона по установке ПУ в срок - выполнены. Для инвестора проект начал приносить прибыль с 2016 г. При наличии гарантий платежей через РИЦ и возможности кредитоваться под договор, возможно тиражирование проекта в любом регионе.

Елабуга

В 2011 г. собственником РСО «Елабужское Предприятие Тепловых сетей» (ЕПТС) стал «КЭР-Холдинг» г. Казань. Компанией была разработана программа превращения убыточного предприятия в прибыльное, которая была рассчитана на несколько лет и включала в себя:

■ замену сетей с использованием современных материалов;

■ перевод открытой системы теплоснабжения на закрытую;

■ внедрение ИТП с установкой приборов учета, регулирования системы отопления и подготовкой ГВС с использованием теплообменного оборудования;

■ контроль и управление системой теплоснабжения объектов и города.

Наше предприятие участвовало в данной программе и как инвестор, и в части установки ИТП и диспетчеризации. Всего было установлено 88 ИТП. В состав ИТП входили:

■ блочные модули учета (БМУ), регулирования (БМР) и водоподготовки (БМВ);

■ система диспетчеризации нашего производства «САДКО-Тепло».

В домах без подвалов ИТП устанавливались рядом с домом в специальных утепленных контейнерах (рис. 2).

Оплата по факту сдачи-приемки в эксплуатации с оставлением около 1% средств у Заказчика на 5 лет, как залога обслуживания.

Вывод. Реализация проекта позволила существенно повысить эффективность работы ЕПТС (рис. 3-5).

1. Улучшены технологические и экономические показатели РСО:

■ снижены затраты РСО на обслуживание трубопроводов за счет выведения из эксплуатации 22 км сетей ГВС;

■ уменьшен расход теплоносителя, снижены потери;

■ снижен расход электроэнергии на циркуляцию воды в системе ГВС;

■ появилась положительная динамика эффективности работы котельной.

2. Повышено качество оказания услуг населению. Количество вопросов и жалоб к работе систем отопления и ГВС сократилось значительно.

3. Повышены требования к качеству холодной воды.

4. Внедрена система диспетчеризации - как неотъемлемая часть любых инноваций в сфере ЖКХ, которая позволяет повысить качество управления, сделать прозрачной продажу-покупку тепловой энергии и воды и обеспечивает повышение эффективности процессов ресурсоснабжения. Информация о режимах работы ИТП и сетей в целом стала доступна в реальном времени для РСО, УК и администрации города (глава, департамент ЖКХ, жилищная инспекция).

Альметьевск

В Республике Татарстан, к началу действия ФЗ № 261, ситуация с установкой ПУ была лучше, чем в других регионах страны. Некоторые города докладывали об оснащении ПУ 50-70% жилого фонда и завершении работ по бюджетным объектам. Кроме этого закона в Республике Татарстан умело пользовались Постановлением Правительства РФ от 18.12.2008 г № 960 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009-2011 годы», в котором определены предельные стоимости и стандарты за капитальный ремонт (в 2011 г. эта сумма составляла 5,6 руб./м2). Собранные средства перечислялись ежемесячно, аккумулировались и могли быть использованы для решения нужд собственников жилья, в т.ч. на ремонт систем тепловодоснабжения здания и установку ПУ Заказчиками работ были РСО или УК, которые не только устанавливали ПУ, но и более значительно реконструировали и сети, и тепловые пункты.

ОАО «Альметьевские Тепловые Сети» (АПТС) поставило себе задачи перевода сетей на закрытую схему, реконструкцию тепловых пунктов с установкой ИТП и, соответственно, приборов учета. Работы выполнялись в жилых домах и бюджетных учреждениях на протяжении нескольких лет с 2010 по 2014 гг. с привлечением лизинговых, кредитных и собственных средств.

Наша организация участвовала в программе в разные годы как поставщик ИТП, так и подрядчик всего комплекса работ. Требования к составу оборудования, объемам работ и качеству были высокими. Оборудование поставлялось в виде блочных модулей.

Тамбов

Инициатор работ - администрация города, была намерена выполнить ФЗ № 261 и установить максимальное количество узлов учета. У РСО не было ни средств, ни персонала для реализации.

Несколько производителей приборов учета подключились к переговорам. Производителей (и нас в т.ч.) не устраивала рассрочка на 5 лет. Путем переговоров между сторонами было достигнуто следующее соглашение.

Конкурсами, а потом и договорами будет прописан срок расчетов - 5 лет, а потом будет проведена работа с собственниками жилья о добровольном сокращении этого срока до 1-3 лет.

Помощь в работе с жителями оказали УК. Сначала было сложно убедить жителей. Потом появились первые сданные узлы, первые квитанции, доводы об экономии и доверие к Исполнителю. Появился интерес к расчету в короткие сроки и были подписаны Протоколы собраний по сокращению сроков расчетов. Работа по данной схеме продолжается и сейчас.

Основной проблемой, тормозящей выполнению ФЗ № 261, по мнению авторов, является отсутствие эффективной схемы кредитования и гарантий для инвестора. Выдавать кредитные средства под договор банки не желают. Брать кредиты под коммерческие проценты, а возмещать по ставке рефинансирования экономически не оправдано. Во всех последующих проектах наше предприятие стремилось сократить долю нашего финансового участия в затратах и к сокращению срока расчетов.

Другие объекты

В 2013 г. был заключен Договор подряда на 90 объектов в г. Мегион, заказчик - МУП «Тепловодоканал». Оплата производилась в течение 2 лет. На сегодняшний день работы выполнены, расчеты произведены на 90%.

В том же году в Йошкар-Оле был заключен договор с ООО «Марийкоммунэнерго» на установку 131 узла учета со сроком оплаты в течение 5 лет. Монтажные работы были выполнены в течение 1 года, но Заказчик сильно отставал от графика платежей по своим внутренним проблемам. После претензионной деятельности вышли в график оплат.

Имеется ряд городов, где РСО выполняли работу самостоятельно. Туда ПУ поставлялись россыпью или в виде узлов высокой готовности (измерительные участки, шкафы связи, диспетчеризации). Например, г. Казань (2012-2013 гг., МУП «Казанский Энергосервисный Центр», ООО «Капснаб», более 500 УУ), г. Урай (2013 г., ООО «Урай Теплоэнергия», 110 УУ), Пятигорск (2014 г., ООО «ПятигорскТеплосервис, более 62 УУ) и Мурманск.

В 2013 г. РСО ОАО «МурманЭнергоСбыт» (МЭС) заключило с нами договор монтажа на 211 УУ, казалось бы, на стандартных условиях:

■ отсутствие аванса;

■ короткий срок выполнения работ. Дата подписания 21.07.2013 г. Дата завершения всех работ 01.08.2013 г. (работу необходимо сделать за 10 дней);

■ оплата после сдачи в эксплуатацию;

■ пени за каждый день при несвоевременном исполнении.

По устному согласованию работы по монтажу и наладке были начаты одновременно с подготовкой проектов и их согласованием, и были завершены до согласования проектов.

Было согласовано небольшое (30 шт.) количество проектов с получением подписей, печатей и сопроводительного письма. Затем согласующие подписи были отозваны МЭС со странным пояснением, что данные, до сих пор действующие, исполнители (главный инженер и начальник ПТО) на дату подписания не имели право подписи.

Дополнительным соглашением от 21.03.14 г. мы подписали изменение количества УУ, сократив их с 211 до 45 шт., выбрав объекты, где монтаж был завершен. Из этого числа по 30 объектам имелись на руках проекты с отметками «Согласовано. Подписи начальника ПТО и главного инженера ОАО МЭС». Дополнительное соглашение было подписано 21.03.2014 г., но срок исполнения остался 01.07.2013 г.

Были смонтированы и налажены все 45 объектов, показания поступили на сервер, но приняты в эксплуатацию узлы не были. В отсутствие обслуживания узлы учета постепенно выходят из строя.

Выводы

1. Выполнение ФЗ № 261 в части установки приборов учета в основном зависит от предприятий, на которые возложена организация учета энергоресурсов, т.е. на ресурсоснабжающие организации.

2. Условия финансирования работ по учету энергоресурсов сложные и очень затрудняют выполнение работы.

Литература

1. Жуков В.К. «Экономическая эффективность массового внедрения ИТП в городе Елабуга». //Доклад на Международной научно-практической конференции «Энергосбережение. Диагностика-2014».

А.А. Минаков, А.А. Кушнаренко, Региональный опыт реализации ФЗ № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»: основные проблемы реализации и пути их решения, Современные технологии обслуживания приборов учета энергоресурсов. Опыт внедрения энергосберегающих технологий

Источник: Журнал «Новости теплоснабжения» №5 (189) 2016 г. , www.rosteplo.ru/nt/189

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Похожие статьи:

Программы Auditor

Отраслевая конференция «Теплоснабжение-2019»

Москва, 22-24 октября 2019 г.
Примите участие!

Подробнее