Отраслевая конференция 
«Теплоснабжение-2019»
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России
ИЗОПРОФЛЕКС-115А

Телефонная конференция Председателя Правления РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса с акционерами и аналитиками

Телефонная конференция (Conference Call) с акционерами и аналитиками, по итогам заседания Правительств Российской Федерации 8 декабря 2005 года, на котором был рассмотрен ход реформирования электроэнергетики

Прежде всего, начну с общего впечатления о состоявшемся на заседании Правительства России разговоре и принятом решении. Оно крайне положительно. Я считаю, что сегодня прошел предельно содержательный и конструктивный разговор, в котором по большинству наиболее острых вопросов были сформулированы конструктивные предложения, и по ним приняты итоговые решения.
Надо оговориться сразу, чтобы быть точным, что в настоящее время аппарат Правительства, насколько мне известно, завершает работу над письменным текстом решения. Какие-то нюансы могут уточниться при появлении уже подписанного премьер-министром документа, но общая логика, общая канва в целом – ясна. Я буду излагать ее, основываясь на позиции и докладе Министра промышленности и энергетики Виктора Христенко и характере прозвучавших комментариев премьер-министра.
Если условно разделить все проблемы на две части, то первая часть – это создание рынка. Вторая часть – это структурные преобразования в энергетике.
Итак, начнем с рынка. 1 января будущего года вся региональная генерация выводится на оптовый рынок. С 1 апреля до конца будущего года весь регулируемый оптовый рынок будет преобразован в систему двусторонних договоров. На первом этапе эти двусторонние договоры будут сформированы, исходя из тех тарифов и тех объемов, которые заданы в балансе и тарифах на 2006 год по решению Федеральной службы по тарифам.
Далее, на втором этапе, с 1 января 2007 года эти регулируемые договоры будут преобразованы в долгосрочные двусторонние договоры. Причем уже в 2006 году часть двусторонних договоров предполагается в качестве пилотных проектов в добровольном режиме перевести в долгосрочные двусторонние договора.
Одновременно с этим с 2007 года часть из регулируемых двусторонних договоров будет преобразовываться в свободные долгосрочные двусторонние договоры. Причем, если в 2006 году предполагается, что объем договоров охватит все 100% рынка, то с 2007 года и в последующие годы объем регулируемых договоров будет сокращаться ориентировочно на 15% каждый год.
Помимо этого, уже в 2006 году, как и предполагалось ранее, планируется запуск в полном объеме рынка «на сутки вперед». Мы считаем сам по себе запуск рынка на сутки вперед важнейшим итоговым шагом реформы, поскольку модель рынка, которая будет введена, по сути дела представляет собой целевую конечную модель российского рынка электроэнергии.
Это краткое описание наиболее важных шагов по развитию рынка, прозвучавшее в докладе Министра промышленности и энергетики, которое мы полностью поддерживаем и надеемся реализовать.
Теперь по второй части, по структурным преобразованиям. Как вы знаете, полным ходом идет процесс завершения создания оптовых и территориальных генерирующих компаний. Этот процесс был полностью поддержан Правительством России, и мы можем теперь с уверенностью сказать, что мы завершим его в соответствии с теми сроками, которые были заранее объявлены.
Новация в этой сфере состоит в том, что министерство поддержало идею по IPO – размещения дополнительных эмиссий акций вновь созданных генерирующих компаний ОГК и ТГК. Как и предполагалось, целью таких IPO будет не только увеличение капитализации компаний и не только увеличение доли частной собственности в компаниях, но еще и осуществление инвестиционных проектов, связанных с введением новых мощностей в соответствующих компаниях. Мы для себя планируем, что исходя из этого решения – срок до конца апреля будущего года - мы хотели бы предложить Правительству конкретные 2, 3 или 4 генерирующие компании, которые соответствуют этим механизмам, которые могут начать привлечение инвестиционных ресурсов уже в 2006 году.
Еще один важный вопрос – реорганизация РАО "ЕЭС России". В самом докладе министра промышленности и энергетики РФ Виктора Христенко и в его ответах на вопросы прозвучала следующая логика, которую мы со своей стороны полностью поддерживаем. Предлагается пойти по двухшаговой реорганизации, в качестве коррекции ранее предполагавшейся одношаговой реорганизации. При этом предполагается, что первая, условно называемая малая реорганизация, должна быть проведена, как и предполагалось, в 2006 году. В ходе этой реорганизации из РАО "ЕЭС России", в соответствии с российской законодательной процедурой реорганизации через выделение, должны быть выделены на пропорциональной основе 2, 3, может быть 4, генерирующие компании, которые будут готовы в этот момент времени.
Что касается второй реорганизации, то она предполагается как окончательная, завершающая. Ориентировочный срок ее проведения был назван министром – 2008 год. И хотя на этот счет в ходе обсуждения возникла некая дискуссия, тем не менее, нам кажется, что этот срок вполне реалистичен.
Помимо этих двух аспектов реформы РАО "ЕЭС России", рыночного и структурного, была еще группа обсуждавшихся и, в принципе, поддержанных решений, которые нам представляются крайне важными. Было дано поручение Министерству финансов найти и проанализировать возможности по выделению в бюджете 2007 года финансовых ресурсов на решение проблемы перекрестного субсидирования. Была поддержана идея платы за присоединение к электрическим сетям, и поручено разработать для нее соответствующие методические нормативные обеспечения. Была поддержана идея по разработке 20-летней генеральной схемы развития и размещения объектов энергетики и дано соответствующее поручение.
Обобщая все сказанное, я бы подчеркнул, возможно, самое главное для нас. Правительство поддержало ключевую задачу использования предпосылок реформы энергетики в том виде, как они уже сложились, для того, чтобы с помощью рыночных механизмов обеспечить масштабное привлечение дополнительных инвестиций в энергетику. Вот эта острейшая, чрезвычайная, я бы сказал, потребность в инвестициях была полностью поддержана и одобрена всеми выступавшими министрами и Председателем Правительства Михаилом Фрадковым. И тот факт, что реформу, к счастью, удалось вовремя начать и удается разворачивать в соответствии с задуманным замыслом, сейчас создает для этого абсолютно реальные возможности. Вы уже слышали о том, что IPO – это поддержанный механизм привлечения инвестиций в генерацию. Абсолютно очевидно, что сама постановка вопроса об этом механизме, и тем более поддержка этой постановки стала возможной только благодаря тому, что мы создали генерирующие компании - территориальные и оптовые. И даже еще до получения сегодняшнего одобрения Правительства, мы чувствуем мощный интерес инвесторов к этой прозрачной и понятной процедуре.
Совершенно очевидно, что в вертикально интегрированных компаниях, регулируемых политизированными методами, как это было до реформы, и речи быть не могло ни о каких подобных процедурах. Точно также как тот факт, что генеральной идеей реформы было выделение сетей, сделало возможным постановку вопроса о механизме платы за присоединение, как о цивилизованном и прозрачном механизме на развивающихся рынках, привлечение инвестиций в регулируемый государственный сектор.
Я думаю, сегодня даже самым яростным оппонентам совершенно очевидно, что тот факт, что реформа энергетики, повторю это еще раз, вовремя была начата и разумно проводится, сделала сегодня возможным получение поддержки Правительства для разворачивания ее в направлении инвестиций – крайне остро для энергетики страны. И чтобы окончательно завершить бравурную картину, добавлю к этому, что 7 декабря премьер-министр подписал Постановление Правительства о гарантировании инвестиций, за которое мы так долго боролись. В этом вопросе мы также получили важнейшую поддержку Правительства.
Выделение 2-4 компаний из РАО "ЕЭС России", как я сказал, предполагается осуществить через процедуру реорганизации по зеркальной схеме. После этой процедуры в РАО "ЕЭС России" структура собственности останется прежней. Структура собственности во вновь созданных компаниях будет пропорциональна. Это означает, что доля РАО "ЕЭС России" в этих компаниях будет пропорционально разделена между акционерами РАО "ЕЭС России".
Поскольку в РАО ЕЭС государству принадлежит 52%, то доля РАО "ЕЭС России" в дочерних компаниях, внутри этой доли, у государства будет от нее 52%. Например, чтобы было понятно, если РАО "ЕЭС России" принадлежит, например, 80% генкомпании, то после ее реорганизации государству будут принадлежать 52% от 80%. Если я правильно понимаю – это 41% в уставном капитале компании в конечном итоге. А 39% будет разделено между остальными акционерами.

Вопрос: Будут ли снижаться объемы регулируемых договоров в части мощности?
А.Чубайс:
У нас не было возможности на заседании Правительства обсудить этот новый и сложнейший механизм. Могу сказать только, что была поддержана собственно идея создания рынка мощности и введение его в 2006 году. Точно так же, как и идея введения рынка системных услуг, еще одного важнейшего рынка, который мы должны будем создать в 2006 году. Вы, по сути, спрашиваете о том, как внутри рынка мощности предполагается изменить существующий порядок, при котором есть скидка на плату за мощность для большинства генерирующих компаний. Я боюсь, что мы уйдем в слишком профессиональные детали, тем более, что сегодня разговор более широкого плана. В ближайшее время мы обязательно по мере завершения подготовки рынка мощности проведем еще несколько серьезных дискуссий на этот счет, прежде чем вносить соответствующие предложение в Правительство. Обязательно привлечем к обсуждению миноритарных акционеров. Я скажу только одну фразу – запуск этого рынка имеет стратегическое значение. Поскольку, как уже было обозначено, одним из ключевых приоритетов для нас становится приоритет инвестиций, то и механизм гарантирования инвестиций, и IPO в генерирующих компаниях, и рынок мощности мы рассматриваем как важнейшие инструменты, важнейшие механизмы для того, чтобы привлечь частных инвесторов в российскую генерацию. Чтобы понять значение этого рынка, его надо рассматривать в этом контексте.

Вопрос: Вы могли бы назвать перечень компаний, которые будут привлекать инвестиции через допэмиссии акций и IPO?
А.Чубайс:
Само политическое решение на этот счет мы получили только сегодня. Как я сказал, до конца апреля мы намерены дать на этот вопрос ответ. Сейчас могу высказать только 2-3 предварительных соображения. Мною поручено бизнес-единицам до 31 марта 2006 г. по каждой генерирующей компании подготовить инвестиционную стратегию на ближайшие пять лет. Это первый фактор, который точно должен быть учтем. Если мы собираемся, как было сказано, проводить IPO, мы должны ясно понимать, какой конкретно проект имеется в виду и каковы параметры этого проекта. Во-вторых, мы, естественно, будем отдавать предпочтение тем компаниям, у которых инвестиционные проекты ориентированы на строительство новых мощностей в наиболее острых с точки зрения потенциальной угрозы дефицита мощности регионах. В-третьих, мы естественно будем вести переговоры с потенциальными стратегическими инвесторами, и предпочтения тоже будем анализировать. Еще одно ограничение, поскольку речь идет о 2006 годе, естественно, мы сможем учитывать компании, создание которых в 2006 году завершится. Естественно, будем анализировать уже созданные компания, например, ОГК-5 с рыночной капитализацией свыше 1.5 миллиардов долларов, ТГК-3 с рыночной капитализацией свыше 3 миллиардов долларов на сегодня.

Вопрос: Не могли бы вы еще раз пояснить сроки привлечения инвестиций через IPO.
А.Чубайс:
Что касается IPO, то мы сейчас над этим вопросом размышляем, и скажу откровенно, пока еще не все аспекты продуманы, тем более что решение принято только сегодня. И будем еще над этим размышлять. Сегодня мы, во-первых, понимаем, что нам следует провести реорганизацию в шестом году, в ходе которой выделить пропорционально 2, 3, 4 генерирующие компании. Во-вторых, в 2006 году нам следует подобрать 2, 3, возможно 4 генерирующие компании не из тех, которые выделены по предыдущему пункту. И проработать возможность осуществления в них IPO, привлечение инвестора и при условии, что доля РАО "ЕЭС России" в них не опустится ниже 25% + 1 акция. Это два разных процесса, и тот, и другой, хочу подчеркнуть, мы намерены реализовывать уже в 2006 году.
Вместе с тем, мы будем всерьез думать над тем, чтобы попытаться совместить элементы того и другого процесса, не перечеркивая все то, о чем я сказал перед этим. В частности, не исключаю вероятности того, что выделяемые через реорганизации компании будут готовиться к IPO, которое может пройти после выделения. Такой вариант мне кажется возможным. Ответ на вопрос, какие конкретно компании, в какой форме пройдут эти процедуры, мы хотели бы дать до конца апреля следующего года. Что касается объединения механизма гарантирования и IPO, это такая новая и на первый взгляд экстравагантная идея. Вы знаете, базовая мысль проста - нам нужны разнообразные механизмы и инструменты получения инвестиций, которые должны быть адекватны конкретным условиям инвестпроекта, или отобранной компании, или желаниям инвестора. Если хотите, мы, как менеджеры, должны предложить меню, содержащее разнообразный набор блюд, которые ориентированы на вкус самых разных инвесторов. Потому что цель наша в этой части, о которой мы с вами говорим, это именно инвестиции. Я бы обратил ваше внимание на тот факт, что на сегодняшний день в нашей стране мне неизвестен ни один проект строительства новой генерации с мощностью выше 50 мегаватт, который делал бы кто-нибудь, кроме РАО "ЕЭС России". За исключением небольших газовых турбин, установленных крупными предприятиями для собственного потребления, как правило, мощностью максимум до 25 мегаватт. Мы сейчас ставим задачу привлечь частные инвестиции в размере миллиардов и миллиардов долларов для осуществления строительства и ввода новых мощностей на миллионы и миллионы киловатт. Ничего подобного никто и никогда в энергетике нашей страны не делал, кстати говоря, не делали и в других отраслях экономики. Сегодня мы получили поддержку Правительства для таких действий, в будущем году мы начнем их реализовывать.

Вопрос: На IPO планируется выходить до завершения формирования новых генкомпаний или после?
А.Чубайс:
Более предпочтительной для нас будет логика, когда сначала мы полностью завершили консолидацию активов ТГК или ОГК и завершили переход на одну акцию, получили полную капитализацию на рынке. И после этого выходили на IPO в качестве второго шага. Мы, конечно же, хотели бы получить максимизацию капитализации, максимальную оценку фондовым рынком созданной компании. Потому что именно это на следующем шаге даст возможность получить максимальный инвестиционный ресурс через IPO.

Вопрос: Действительно ли премьер-министр Михаил Фрадков сделал заявление о том, что реформирование электроэнергетики – национальный проект?
А.Чубайс:
Да, действительно, вы правы. Председатель правительства сказал, что, возможно, реформирование энергетики должно стать национальным проектом. Потенциальное направление, где должно быть государство в этом проекте, в целом ясно, и оно соответствуют логике реформы. Во-первых, в энергетике есть атомный концерн "Росэнергоатом", который полностью принадлежит государству, и инвестиции в который по определению не могут быть частными. Они могут быть либо из тарифа, либо из бюджета. С учетом остроты проблемы, угрозы дефицита мощности, мы поддержали бы и такой, и такой вариант. Еще раз – мы за то, чтобы инвестиции в атомную энергетику в стране существенно нарастить. Мы находимся с Росэнергоатомом не в конкурентной позиции, а в позиции взаимной поддержки. Во-вторых, существует ГидроОГК, в которой 50% + 1 акция всегда по действующему закону должны принадлежать государству. Это, естественно, вносит определенные ограничения в выстраиваемую нами схему привлечения инвестиций. И, безусловно, делает разумным участие государства в инвестициях в гидрогенерацию. Напомню, что есть законодательство о водохранилище. Воды водохранилища находятся в федеральной собственности, и это делает абсолютно неизбежным и абсолютно необходимым государственные инвестиции на эти цели. В-третьих, существует Федеральная сетевая компания, Системный оператор, в котором государство намеревается увеличить свою долю до 75%. И если оно будет делать это через прямые бюджетные инвестиции, то самые прозрачные способы мы только приветствуем.
Кроме того, защита населения и тарифный небаланс. Обе эти проблемы созданы государством в ходе государственного регулирования тарифов, и решать их должен не бизнес, а государство. Заметьте, что за пределами всех четырех направлений государственных инвестиций, которые сейчас обозначены по вашей просьбе, остается, может быть, самое главное – это тепловая генерация. Теперь до конца становится понятен всем наш стартовый замысел, от которого мы не отказываемся ни на один миллиметр, - тепловая генерация в стране должна быть частной и должна привлекать частные инвестиции, чтобы освободить государство хотя бы от этой части нагрузки, на фоне тех направлений, которые только что были мною названы. Спасибо большое, уважаемые участники! Я благодарю вас за внимание к этому событию, которое действительно носит масштабный характер и полностью вписывается в последние преобразования, задуманные нами с самого начала. Спасибо за внимание и поддержку.

Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Последние новости

Новости по темам:

Подбор теплообменника!

Теплообменник ТТАИ для ГВС, отопления, промпроизводств. Эффективней пластинчатого!

+7(495)741-20-28, info@ntsn.ru

СИСТЕМА 
ДОБРОВОЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 
СХЕМ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ 
И ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ 
ТЕПЛОСНАБЖАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Программы Auditor

Отраслевая конференция «Теплоснабжение-2019»

Москва, 22-24 октября 2019 г.
Примите участие!

Подробнее