Отраслевая конференция 
«Теплоснабжение-2019»
РосТепло.ru - Информационная система по теплоснабжению
РосТепло.ру - всё о теплоснабжении в России
ИЗОПРОФЛЕКС-115А

Швейцария ищет альтернативу атомной энергии

Пять АЭС обеспечивают для Швейцарии почти 40% потребляемой электроэнергии. Однако в стране не прекращаются острые дискуссии относительно будущего энергоснабжения страны. Вопрос стоит о возможности замены АЭС альтернативными источниками энергии. Но такая замена не всем в Швейцарии представляется бесспорной.
Пять АЭС обеспечивают для Швейцарии почти 40% потребляемой электроэнергии. Это выше среднеевропейского уровня, составляющего 33%. В зимнее время на АЭС приходится даже 45% производства электроэнергии, что связано с тем, что остальная часть базисного потребления покрывается за счет ГЭС. А зимой многие реки замерзают и воды для электростанций остается немного. Пики энергопотребления покрывают насосные гидроэлектростанции. Электростанции на основе ветровой и солнечной энергии из-за дороговизны пока не играют особой роли - на них приходится порядка 0,02% производимой электроэнергии. Некоторую часть электроэнергии Швейцария получает из Франции. Однако в стране не прекращаются острые дискуссии относительно будущего энергоснабжения страны. Вопрос стоит о возможности замены АЭС альтернативными источниками энергии. Но такая замена не всем в Швейцарии представляется бесспорной.


Сначала ставили на атом

Атомная энергетика имеет в Швейцарии давние традиции. Первая из действующих АЭС Beznau1 мощностью 365 МВт была построена еще в 1969 году, а последняя и крупнейшая введенная в строй с мощностью в 1145 МВт - Leibstadt - в 1984 году. Общая мощность швейцарских АЭС достигает 3,2 ГВт. А кпд использования - более 90%. На две дальнейшие АЭС имеются разрешения на их сооружение, но пока строительство заморожено. Полностью разработаны проекты и для трех последующих АЭС.

По своему типу ядерные реакторы швейцарской атомной энергетики - это реакторы охлаждаемые водой под давлением или водоводяные и кипящие реакторы. Все они поставлялись из-за рубежа, хотя вплоть до начала 70-х годов швейцарцы пытались развивать собственное реакторостроение, но из-за аварии исп ытательного подземного реактора в 1969 году перешли на зарубежную технику. Атомная энергетика находится в частных руках, и государство осуществляет только надзорные функции, а также выдает разрешения на сооружение АЭС. Первый закон об атомной энергетике был принят парламентом еще в 1946 году. Развитию ядерной промышленности страны и строительству АЭС способствовали закрепленные в законе фактические налоговые льготы. Они находили свое выражение в более низких нормах по ограничению финансовой ответственности владельцев АЭС. В настоящее время в Швейцарии с 1 февраля 2005 года действуют новый закон об ядерной энергетике. Согласно ему выдача федеральным правительством разрешений на сооружение новых АЭС или других сооружений ядерной промышленности поставлена в зависимость от результатов так называемого факультативного референдума. Это означает, что парламент большинством голосов или 50 тысяч швейцарских граждан, имеющих право голоса, могут потребовать референдума относительно строительства новых АЭС.


Проблемы "безъядерной" Швейцарии

Надо сказать, что противники атомной энергетики в Швейцарии особенно активизировались как раз после чернобыльской аварии. Им удалось организовать четыре общенациональных референдума с требованием отказа от ядерных электростанций. Правда, первый референдум был проведен еще до Чернобыля в 1979 году. Тогда противники АЭС пытались запретить ядерную энергетику под предлогом того, что охлаждение реакторов текущей водой негативно отражается на качестве всех водных источников страны. Но на всех всенародных голосованиях их требования, как правило, отклонялись большинством участвовавших. В 70-х годах сторонники швейцарского антиатомного движения с переменным успехом практиковали захваты земельных участков, выделенных для строительства АЭС. На местных референдумах население как правило голосует против строительства ядерных "могильников", и пока эта проблема утилизации ядерных отходов остается в Швейцарии неразрешенной. Поэтому федеральные в ласти решили ограничить право населения решать проблему утилизации ядерных отходов на местных референдумах и передали это в ведение федеральных властей. Последний антиатомный общенациональный референдум состоялся 18 мая 2003 года. Однако требования противников АЭС закрыть все ядерные электростанции и прекратить дальнейшее строительство АЭС не собрали требуемого большинства. Кстати, и федеральные власти рекомендовали голосовать против предложений противников ядерной энергии, полагая, что иначе Швейцарии трудно будет выполнить ограничения на выбросы парниковых газов, наложенные на страну Киотским протоколом. Кроме того, с точки зрения представителей швейцарских деловых кругов энергопотребление в стране в перспективе будет возрастать. Если с 1990 года по 1999 год энергопотребление выросло на 10%, то сейчас рост составляет уже более 2% в год: 1998 г. - 2,1%, 1999 - 3,2%, 2000 г. - 2,3%, 2001 г. - 2,6%. Все попытки ограничить энергопотребление с помощью специальных программ пока успеха не приносят. Поэтому союз швейцарских производителей электроэнергии (Verband der schweizerischen Elektrizitдtsunternehmen) считает, что в случае отказа от ядерной энергетики в 2015 году уже потребуются или увеличение производства электроэнергии с использованием ископаемых энергоресурсов, что приведет к дополнительной эмиссии СО2 или дополнительный импорт электроэнергии из-за рубежа. Расширение же производства электроэнергии за счет солнечных электростанций, которые для швейцарских условий могли бы иметь приоритет потребует значительных дополнительных капиталовложений. Общество швейцарской ядерной энергетики(Schweizer Kernenergie) даже подсчитало, во что обойдется отказ от АЭС. В случае отказа от АЭС при их замене солнечными электростанциями, мощность которых тогда должна составить не менее 3 млн. кВт, дополнительно потребуется более 62 млрд. швейцарских франков. При замене АЭС на ГРЭС, работающих на газе, - более 40 млрд. швейцарских франков.


Непокрытые потребности

Однако на руку противникам АЭС играет тот факт, что срок эксплуатации первых двух построенных в стране АЭС заканчивается в 2020 году. Останутся не покрытыми примерно 20-30% энергопотребления. К тому времени истечет срок действия долгосрочных договоров о поставке электроэнергии из Франции. Возобновление поставок электроэнергии из-за рубежа представляется швейцарцам слишком "дорогим удовольствием". Как считает Хайнц Каррер, глава одной из ведущих энергоснабжающих фирм страны Axpo Holding AG, проблемы энергоснабжения Швейцарии без атомной энергетики начнутся уже зимой 2012 года. Поэтому деловой мир требует от правительства недвусмысленного решения в пользу развития атомной энергетики.

Поиски собственного пути в организации энергоснабжения сейчас сводятся в основном к обсуждению варианта предложенного правительством повышения эффективности использования энергии. Речь идет о программе для следующего десятилетия - "Общество 2000 ватт". Ее смысл сводится к тому, чтобы энергопотребление в перспективе на душу населения не превышало 2000 Вт в год. На сегодня такое потребление составляет в Швейцарии порядка 4000-3000 Вт. По мнению швейцарского министра по охране окружающей среды Моритца Лейенберга, добиться снижения уровня потребления вполне возможно за счет применения энергосберегающих технологий и соответствующих технических устройств. Как полагают представители организаций по охране окружающей среды, таким образом можно снизить энергопотребление даже на 40%. Энергетический диалог развивается в основном в рамках так называемого форума Энергетические перспективы. Специально для него федеральное ведомство по энергетике (Bundesamt fьr Energie) разработало проект "Энергетические перспективы 2035" Именно на основании этого проекта в начале 2007 года должны быть определены основные положения будущей энергетической политики Швейцарии. Вряд ли стоит ожидать принятия какого-либо одного варианта. С точки зрения руководителя форума Энергетические перспективы бывшего члена правительства Дори Шаер-Борн, приоритет должен быть отдан повыш ению эффективности использования энергии. Для этого могут быть использованы как экономические, так и законодательные рычаги. Будет расширено использование возобновляемых источников энергии. В этих целях предусматривается механизм экономического стимулирования. Для ликвидации энергодефицита существующие АЭС должны будут оставаться в строю так долго, насколько это технологически возможно с точки зрения безопасности. В качестве технологий переходного периода до 2030 года планируется использовать ТЭЦ, работающие на газе, и установки "двойного назначения", то есть производящие как электроэнергию, так и тепло по схеме когенерации.


Оставить комментарий

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки - служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

Последние новости

Новости по темам:

Подбор теплообменника!

Теплообменник ТТАИ для ГВС, отопления, промпроизводств. Эффективней пластинчатого!

+7(495)741-20-28, info@ntsn.ru

СИСТЕМА 
ДОБРОВОЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 
СХЕМ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ 
И ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ 
ТЕПЛОСНАБЖАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Программы Auditor

Отраслевая конференция «Теплоснабжение-2019»

Москва, 22-24 октября 2019 г.
Примите участие!

Подробнее