Минэкономразвития России: тарифы будут повышены на 7,5–9 %, что в 1,3–1,5 раза ниже инфляции предшествующего года

Выдержка из «Сценарные условия, основные параметры прогноза социально–экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов»

Базовый сценарий (вариант 1) опирается на рыночные ожидания в отношении рынка энергоносителей, отраженные в консенсус-прогнозе мировых агентств, и предусматривает повышение среднегодовой цены на нефть с 50 долларов США за баррель в 2015 году до 60, 65 и 70 долларов США за баррель в 2016 – 2018 годах. Цены на газ, экспортируемый в дальнее зарубежье, снижаются с 235–240 долларов США за тысячу куб. м в 2015 году до 185–190 долларов США за тысячу куб. м в 2016 году с последующим восстановлением до 230–235 долларов США за тысячу куб. м
к 2018 году.

Производство электроэнергии
За 2014 год выработано 1058,7 млрд. киловатт-часов электроэнергии, при этом потребление увеличилось на 0,5 % к уровню 2013 года, а сальдо переток экспорта и импорта составил 8,2 млрд. киловатт-часов. В 2014 году ввод мощности составил около 7,3 ГВатт.

С учетом прогнозируемого развития экономики страны производство электроэнергии и электропотребление внутреннего рынка увеличится. В условиях высокой зависимости потребления электроэнергии на внутреннем рынке от температурного фактора, возможно колебание темпов производства и потребления в пределах 0,3–0,6 % в год в зависимости от температурных отклонений от многолетних средних значений.

Экспорт электроэнергии к 2018 году снизится до 9,7 млрд. киловатт-часов (65,8 % к 2014 году) с учетом прогнозируемых макроэкономических условий и тарифных решений по темпам роста цен на электроэнергию на внутреннем рынке по сравнению с прогнозным темпом роста на рынках стран – торговых партнеров. При этом в условиях девальвации рубля возможен рост экспорта в Финляндию и Китай. В Республику Беларусь с 2016 года ежегодно заложены поставки в рамках параллельной работы энергосистем, это обусловлено вводом в эксплуатацию в Республике Беларусь эффективной генерирующей мощности, позволяющей покрывать собственное энергопотребление.

Основную нагрузку по производству электроэнергии в 2018 году будут нести тепловые электростанции, при этом на ТЭС предполагается снижение производства электроэнергии на 4,0 % к 2014 году. В структуре производства электроэнергии доля 69 ТЭС уменьшится с 66,4 % в 2014 году до 62,7 % в 2018 году. Производство на АЭС
увеличится на 13,7 % к 2014 году при увеличении доли с 17,1 % до 19,1 %, а на ГЭС – на 11,7 % и с 16,5 до 18,2 % соответственно.

В 2015 – 2018 гг. планируется ввод мощностей в объеме более 27 ГВатт, что потребует суммарных инвестиции в размере более 4 трлн. рублей, из них на генерацию и сетевое хозяйство будет приходиться порядка 69 % и 31 % соответственно. При этом снижение суммарных инвестиций в электроэнергетике в 2015 году возможно до 20 % по отношению к 2014 году. На снижение инвестиций будет влиять секвестр бюджетного финансирования в атомной энергетике; отказ от отдельных проектов в условиях увеличения стоимости закупаемого зарубежного оборудования и комплектующих при увеличенной ставке кредитования; возможно принятие решения компаниями о переносе ввода строящихся и начала строительства новых объектов при падении спроса на электроэнергию; возникновение выпадающих доходов сетевых организаций при снижение объема услуг по передаче электрической энергии. Данные условия продолжат оказывать влияние на инвестиционную активность в электроэнергетике на протяжении всего прогнозного периода.

Как прогнозировалось в уточненной январской версии прогноза на 2015 год, потребительская инфляция в I квартале 2015 г. продолжила свой рост. В конце квартала инфляция за годовой период достигла 16,9 % (для сравнения: в декабре 2014 г. инфляция составила 11,4 % г/г), что несколько ниже показателя (17 %) в предыдущей версии
прогноза.
За три месяца с начала года рост цен на 7,4 % превысил показатели аналогичных 71периодов за последние 15 лет (с 2000 года). На столь значительные темпы инфляции основное влияние оказывал эффект от девальвации рубля, продолжающейся с октября 2014 г. до cередины февраля текущего года (составившей за период свыше 70 %, в том
числе в начале 2015 г. – около 20 процентов).

Предельные параметры роста регулируемых тарифов организаций инфраструктурного сектора на услуги, отпущенные населению и остальным категориям потребителей, устанавливаемых на федеральном уровне (газ, электроэнергия, тепловая энергия, водоснабжение и водоотведение), сохраняются в размерах, определенных в варианте прогноза, положенного в основу бюджета на 2015 год.

В 2016 году продолжится снижение инфляции, к концу года по базовому варианту до 7 % (оценка среднегодового роста цен в 2016 году – 6,8 процента).

Удержанию инфляции в 2016 году в указанных значениях также будет способствовать умеренный вклад в инфляцию в размере 0,5–0,6 п. п. повышения коммунальных тарифов в результате ограничения предельного размера индексации
регулируемых тарифов инфраструктурных отраслей на услуги, отпущенные для населения, в теплоэнергетике, на услуги водоснабжения и водоотведения, оптовых цен на газ в пределах 7,5–9 %, что в 1,3–1,5 раза ниже инфляции предшествующего года (11,6–11,9 процента).

В целях сдерживания роста издержек потребителей и уменьшения эффекта на инфляцию, оказываемого ростом коммунальных тарифов, принятая для определения параметров индексации на услуги естественных монополий инфляция по ожидаемым итогам 2015 года скорректирована в сторону уменьшения – до 7,5 % за счет исключения из инфляции вклада фактора продуктовых контрсанкций и эффекта от девальвации рубля в рост цен на продукты, которые не должны закладываться в издержки инфраструктурных компаний. В 2016 году предельный рост регулируемых тарифов может незначительно превысить параметры 2015 года.

Газ

Цена на газ является одним из ключевых факторов, определяющим рост цен на электроэнергию, так как доля газа в конечной цене на электроэнергию в прогнозный период будет составлять примерно 30 % с незначительными колебаниями от года к году.

Предлагается индексировать оптовые цены на газ для всех категорий потребителей (за исключением населения) в 2016 году на 7,5 %, а в 2017 – 2018 гг. на уровне инфляции за предыдущий год. В связи с этим индексация тарифов составит: в июле 2017 г. – 7,0 %, в июле 2018 г. – 6,2 процента.

В целях сокращения перекрестного субсидирования оптовые цены на газ для населения предполагается индексировать в период 2016 – 2018 гг. на уровне тарифов для всех категорий потребителей (за исключением населения) плюс 1 п. п., то есть в июле 2016 г. – на 8,5 %, в июле 2017 г. – на 8,0 %, в июле 2018 г. – на 7,2 процента.

В целях ограничения роста конечной цены на газ предполагается оптимизировать инвестиционную программу ОАО «Газпром», в том числе за счет формирования долгосрочной инвестиционной программы по регулируемым видам деятельности (на период не менее 5-ти лет): добыча с учетом транспортной составляющей (оптовые цены на газ на выходе из магистрального трубопровода), транспортировка газа по магистральному трубопроводу, транспортировка газа по газораспределительным сетям.

В прогнозный период в целях стимулирования роста потребления газа в Российской Федерации будет разработан и внедрен механизм обязательного расширения пропускной способности участков Единой системы газоснабжения,
обязывающий собственника Единой системы газоснабжения в первоочередном порядке предусматривать соответствующие инвестиции.

Электроэнергетика

В 2015 году среднегодовой рост конечных цен на электроэнергию для всех категорий потребителей к предыдущему году ожидается в размере 7,3–7,6 %, что ниже прогнозируемого ранее (8,2–8,4% сентябрьский прогноз) за счет менее существенного, чем ожидалось ранее, роста цен на оптовом рынке, связанного с замедлением роста спроса на электроэнергию.

В 2016 году конечные цены на электроэнергию на розничном рынке вырастут в среднем для всех категорий потребителей на 10,0–12,0 % в среднем за год, в 2017 году – на 9,2–9,8 %, в 2018 году рост цен на электроэнергию прогнозируется в размере 8,3 процента.

Рост регулируемых тарифов сетевых организаций в 2016 году составит 7,5–9,3 %, в 2017 году – 7,3–8,9 %, в 2018 гг. – 6,6 процента. При этом тарифы отдельных сетевых организаций в июле 2016 г. могут быть проиндексированы на величину от 7,5 до 11,0 % с целью сохранения безубыточности обществ.

Для реализации инвестиционных программ электросетевых компаний, с учетом ограничения роста тарифов не выше уровня инфляции за предыдущий год, потребуется их сокращение на 30–50 процентов.

Дополнительно необходимо реализовать предусмотренное Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 511-р) снижение удельных инвестиционных издержек на 30 %, удельных операционных издержек на 15 %, а также снижение потерь не менее чем на 11 % к 2017 году по сравнению с уровнем 2012 года.

Долгосрочные параметры регулирования территориальных сетевых организаций по методу доходности инвестированного капитала будут сохранены. При необходимости будут продлены сроки долгосрочного периода регулирования.
В 2015 – 2016 гг. необходимо разработать нормативные правовые акты, предусматривающие перераспределение невостребованной мощности между потребителями электрической энергии, либо ее оплату с целью минимизации инвестиционных программ сетевых организаций.

На оптовом рынке рост цен прогнозируется на уровне: в 2016 году – 11,3–13,3 %, в 2017 году – 10,1 %, в 2018 году – 9,2 процента. Прогноз строился исходя из предположения о снижении ставок доходности государственных облигаций
(используются в формуле расчеты платы за мощность по ДПМ) от текущих уровней до среднего уровня 2014 года.

В указанных оценках не учтены ценовые (тарифные) источники развития энергосистем Калининградской области и Крымского федерального округа.
Превышение роста цен на оптовом рынке в 2016 году над уровнем инфляции в значительной мере обусловлено вводом новых генерирующих объектов (АЭС, ГЭС, ТЭС и на основе возобновляемых источников энергии) по договорам, обеспечивающим гарантию возврата инвестиций (договора о предоставлении мощности и иные договора), а также переносом сроков их вводов от ранее запланированных.

В целях достижения данного прогнозного роста цен на оптовом рынке представляется целесообразным рассмотреть возможность реализации набора сдерживающих мер, в частности:
– снижение требований к резервированию мощности;
– исключение начисления доходности на целевые инвестиционные средства и средства федерального бюджета в 2016 году для блоков АЭС, введенных в эксплуатацию после 2014 года по договорам о предоставлении мощности, с компенсацией выпадающих доходов после 2017 года. Реализация данной меры может быть целесообразной ввиду ввода в эксплуатацию значительного числа новых АЭС в 2016 году и существенной тарифной нагрузки, оказываемой ими на конечных
потребителей электроэнергии, и может потребовать внесения изменений в Государственную программу Российской Федерации «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» на 2014 – 2020 годы.

В целях большего сдерживания цен на оптовом рынке предлагается продолжить работу в части вывода из эксплуатации старых неэффективных мощностей, а также дальнейшей оптимизации условно-постоянных издержек потребителей электрической энергии (улучшение качества прогнозирования объема отбираемой мощности, решение проблемы вынужденной генерации и другое).

Кроме того, целесообразно проработать вопросы ограничения объемов и переноса сроков ввода объектов генерации на основе возобновляемых источников энергии, а также мотивировать данные объекты генерации на сокращение операционных и капитальных затрат на их строительство.
В 2016 году индексация составит c 1 июля 2016 г. 8,5 %, в 2017 – 2018 гг. она будет производиться по уровню прогнозируемой инфляции предшествующего года плюс 1 п. п. и ориентировочно составит с 1 июля 2017 г. – 8,0 %, c 1 июля 2018 г. – 7,2 % (без учета введения социальной нормы потребления).

Введение социальной нормы потребления будет поэтапно продолжено с учетом решений региональных органов тарифного регулирования. При этом тарифы на объемы электроэнергии сверх социальной нормы по решению региональных органов тарифного регулирования могут превышать установленные ограничения.

Жилищно-коммунальное хозяйство

В 2015 году будет запущен поэтапный переход к новой модели рынка тепловой энергии.
Согласно модели, ценообразование на рынке будет осуществляться на основе предельного уровня цены, определяемой исходя из стоимости строительства и эксплуатации альтернативного источника теплоснабжения (альтернативной котельной). В результате параметры индексации тарифов на тепловую энергию составят с 1 июля 2016 г. от 7,5 до 9 %, в зависимости от решений, связанных с темпом перехода на новую модель рынка тепловой энергии. С 1 июля 2017 г. рост тарифов составит 7,0 %, с 1 июля 2018 г. – 6,8 процента.

Рост тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения составит: в 2016 году – 8,7 %, в 2017 году – 7,0 %, в 2018 году – 6,2 процента. Указанные темпы роста базируются на прогнозе изменения цен на электрическую энергию и роста издержек по основным составляющим себестоимости данных услуг.

Источник: Минэкономразвития России

0 комментариев

Ваше мнение ценно. Оставьте комментарий

Комментировать при помощи:
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.