0.00

Сибирская генерирующая компания Сибирская генерирующая компания (ООО " Сибирская генерирующая компания")

Директор по тарифообразованию СГК Екатерина Косогова о ситуации в теплоснабжении

Минстрою России поручено до ноября 2019 года представить концепцию развития жилищно-коммунального хозяйства в России до 2035 года. Одним из подразделов должна стать Стратегия развития теплоснабжения.

Возникает вопрос: а как до этого поручения существовала отрасль? Ответ очевиден: хаотично, дергаясь из крайности в крайность, без единого центра ответственности и без понимания какой и кому нужен результат. Отрасль держится до сих пор на «энтузиастах-камикадзе», которые не умеют ничего, кроме как снабжать теплом. И, как показала жизнь, именно эти энтузиасты снабжают и электричеством. Позитивные изменения идут только от крупных генерирующих компаний, пул разрозненных котельных в лоббировании интересов отрасли не замечен.

Попытки написать стратегию делались и ранее, например, титанический труд проделал Семенов Виктор Германович и сотоварищи. Но стратегия «не пошла», в первую очередь, в виду отсутствия уважаемой площадки для обсуждения. Как правило, представления энтузиастов о векторах развития теплоснабжения в России слишком разноплановы. Кто-то первоочередной проблемой считает накопившиеся долги и тратит всю энергию на точечное изменение законодательства, другие компании считают, что все беды от тарифного законодательства и т.п.

Сейчас благоприятно сошлись звезды и вроде бы все участники этой важной отрасли пришли к пониманию, что стратегия нужна и чем скорее, тем лучше, все готовы обсуждать основные модели на уважаемой площадке Минстроя России.

В чем может быть затык со Стратегией?

В первую очередь в описании текущей ситуации. Сейчас в стране отсутствует полная информация о количестве теплоснабжающих организаций, о количестве систем централизованного теплоснабжения, о размере бюджетных вливаний в отрасль, о необходимом объеме инвестиций. А без анализа существующего положения нельзя понять куда же пойдем, если точка где сейчас находимся, неизвестна.

Часть информации есть в докладах РЭА о состоянии теплоснабжения в РФ. Какая-то информация имеется в статистических формах, но я точно знаю, что многие мелкие теплоснабжающие организации не сдают статистическую отчетность и, к сожалению, не раскрывают информацию, подлежащую обязательному раскрытию, в соответствии с законодательством. Массовых привлечений к ответственности за не сдачу статистики и не раскрытие информации не наблюдается. Получается, что наиболее открытыми являются те самые глобальные монополисты, которых (и их владельцев) принято ругать в нашей стране.

Попытка получить информацию из первых рук, а именно, от администраций субъектов РФ была предпринята Минстроем России при сборе данных о протяженности сетей с износом свыше 60%. Что сделали субъекты для представления этой информации? Правильно, отправили запросы теплоснабжающим организациям. Кто представил точные данные? Правильно, тот кто всегда раскрывает всю информацию и заполняет статистические формы. Остальные теплоснабжающие организации, как всегда, промолчали.

Еще одна попытка сбора информации была предпринята в мае текущего года Рабочей группой Государственного совета Российской Федерации по направлению «Энергетика». Я видела представленные данные. Большинство субъектов РФ не понимали о чем их спрашивают, многие не знали о существовании понятия ЕТО (единая теплоснабжающая организация), не знают они и о схемах теплоснабжения и даже не догадываются, что в схемах можно увидеть необходимый объем инвестиций по годам.

Какая прелесть эти схемы! Низкий поклон Минэнерго России. Если бы в России законы исполнялись безукоризненно, то всю информацию можно было бы взять из схем теплоснабжения. И по городам свыше 500 тыс. чел. вся необходимая информация есть. Но в России гораздо больше муниципальных образований, где централизованное теплоснабжение есть, а схем нет. Или схема теплоснабжения состоит из двух листов, один из которых – титульный лист.

Есть ли выход из этой ситуации?

Как показывает мой опыт, возможность получить штраф за неисполнение законодательства в нашей стране никого не пугает, поэтому работают только экономические меры. Установить запрет на утверждение тарифов в поселениях, где отсутствуют схемы теплоснабжения и прекратить предоставлять межбюджетные ассигнования тем муниципалитетам, где не приняты или неактуализированы схемы теплоснабжения.

Но это долгий процесс. Где брать информацию сейчас? Перелопачивать то, что присылают субъекты, задавать им вопросы, просить прислать новую информацию, заполнить все графы в запросе. Кропотливая работа. И еще вопрос кто будет это делать…

Предположим, мы собрали уж какую есть информацию. Ее надо обработать, разложить на типы котельных, проанализировать по их мощностям, полезному отпуску. Уже хорошо, что по ТЭС такая информация собрана и обновляется ежегодно. Открытый вопрос кто будет анализировать исходные данные. По-видимому, на постоянной основе нужно привлекать агентства, аналитиков, экспертов, которым будет по силам обработать такой массив данных. И если уж мечтать о несбыточном, то в идеале необходимо программное обеспечение (назовите его как хотите, например, ГИС ТЭК), в котором информация бы ежегодно обновлялась и анализировалась, а любой чиновник мог бы посмотреть сколько бюджетных денег получил на прохождение ОЗП МУП района и почему такая щедрость только для этого МУПа.

Второй важнейший вопрос, на мой взгляд, кто же в стране потребляет услуги теплоснабжения. Как только мы ответим на этот вопрос, станет очевидным нужен ли предельный индекс платы граждан за коммунальные услуги или все же надо отменить искусственное ограничение роста тарифов. И, наконец, определить точное количество нуждающихся граждан в нашей стране и начать предоставлять им социальную помощь адресно, поддерживая именно тех, для кого дополнительные 50 или 100 руб. на квитанцию в июле каждого года действительно значительная проблема. И эти семьи надо поддержать полноценным рублем, чтобы им реально стало легче.

Да, надо перестроить всю систему социальной защиты, но это точно справедливее, чем из-за 15-20% населения, которое надо спасать от нищеты, не менять тарифы для обеспеченных потребителей, в том числе промышленных и бюджетных. Если в среднем потребление населением составляет 60-80% от всего потребления тепла в стране, то нуждающихся из всех потребителей максимум 16% (20% от 80%). Да, это много, но недостаточно для поголовного ограничения роста платы.

Каковы реальные доходы потребителей, какова доля оплаты тепловой энергии в общих расходах домохозяйств, сколько из этих домохозяйств уже получают льготы по оплате коммунальных услуг по различным основаниям, сколько установлено льготных тарифов на тепловую энергию для населения? Ответы на эти вопросы помогут точно охарактеризовать кому продается тепло в России, достаточно ли этого тепла и нужно ли такое количество тепла потребителям. Какова обеспеченность жителей отапливаемыми квадратными метрами, сколько людей продолжает проживать в деревянных бараках с наибольшими тепловыми потерями?

При анализе потребителей выяснится и вопрос появления долгов в теплоснабжении. И кто основные должники: население или Министерство обороны РФ. Также наконец мы сможем получить ответы на вопросы: а растет ли потребление тепла в Российской Федерации на 1 жителя или на 1 кв метр и могут ли наши города так быстро строиться и развиваться, как написано в каждом амбициозном градостроительном плане.

Кто может провести качественный анализ потребления тепла в Российской Федерации и категорировать потребителей?

Считаю, что надо приглашать аналитиков и экспертов, самостоятельно отраслевики такой анализ не сделают. После ответа на два вопроса: где находимся и кому собираемся продавать тепло, можно будет начать отвечать, а куда хотим двигаться и кому хотели бы продавать тепло в будущем.

sibgenco.online/news/element/catherine-kosogova-the-industry-keeps-still-on-enthusiasts-kamikaze/

1 комментарий

avatar
Минстрой будет разрабатывать стратегию развития теплоснабжения? А разве это не прерогатива Минэнерго РФ, которое занимается этим уже лет восемь? Если так, то пропал дом, как говорил п-р Преображенский. «Затык» со стратегией может быть прежде всего по причине конфликта интересов участников рынка тепловой энергии (в Схемах теплоснабжения это называется «межведомственная разобщенность»). Именно по этой причине реформа теплоэнергетики топчется на месте уже много лет. Существуют диаметрально противоположные интересы как у регулирующих органов (Минэнерго, ФАС, РЭК, МЭР, Совет рынка), так и у производителей (генераторы, владеющие ТЭЦ, муниципальные котельные) и потребителей. А вообще, не надо изобретать велосипед, достаточно применить у себя опыт развитых стран, имеющих схожий с нашим климат (к примеру, Дания, Финляндия), но с поправками на наш уклад. Закон о теплоснабжении Дании умещается на 7 страницах. Проблема не в отсутствии информации, как пишет автор, а в раздельном регулировании рынков электроэнергии и теплоэнергии, политизированности решений ОИГВ в вопросах установления тарифов, сложности постоянно меняющихся правил.

Ваше мнение ценно. Оставьте комментарий

Комментировать при помощи:
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.